Новости
Facebook и Twitter не получили отсрочки для переноса серверов в Россию

Правительство не стало вводить отсрочку на перенос серверов с данными россиян, сообщает РБК. Это следует из плана по восстановлению экономики, который был утвержден на прошлой неделе. Ранее планировалось ввести отсрочку до 30 октября 2022 года. Это было выгодно сервисам типа Facebook и Twitter, которые ранее были оштрафованы из-за требования о переносе серверов.

Ввести отсрочку планируется только для серверов, на которых хранятся персональные данные россиян, и другой инфраструктуры, которые входят в комплекс автоматизированной информационной системы обеспечения воздушных перевозок (АИС ОВП), то есть на системы бронирования авиабилетов.

В пресс-службе правительства подтвердили, что отсрочка коснется только таких серверов. Представитель Белого дома не уточнил, почему отсрочку решили не предоставлять другим компаниям.

Напомним, Twitter и Facebook в феврале 2020 года получили штрафы по 4 млн руб. за отказ переносить в Россию серверы с данными российских пользователей. До этого соцсети были оштрафованы на 3 тыс. руб. за отказ предоставить информацию о локализации данных россиян. Обе компании штрафы решили не платить.

Американские Facebook и Twitter не заплатили штрафы в размере 4 млн руб. за отказ от локализации хранения данных россиян в установленные сроки. Документы переданы в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), но та при всем желании не имеет возможности выполнить взыскание, предупреждают юристы. Следующим шагом должны стать штрафы до 18 млн руб., но и с ними возникнет та же проблема.

Facebook и Twitter не исполнили решение мирового суда Таганского района Москвы об уплате штрафов в размере 4 млн руб. с каждой, рассказал источник, близкий к Роскомнадзору. Исполнительные документы о взыскании штрафа, по его словам, были переданы судебным приставам в конце прошлой недели. Twitter обжаловал решение суда, но получил отказ, решение в отношении компании вступило в силу 16 марта, в отношении Facebook — 14 марта. На исполнение у компаний было 60 дней, после чего в течение десяти дней документы передаются в ФССП, поясняет источник. В ФССП  сообщили, что не вправе распространять информацию об исполнительном производстве. В пресс-службе Роскомнадзора, Facebook и Twitter не ответили на запрос .




40,3 миллиона россиян составляла аудитория Facebook за март 2020 года (данные Mediascope)



Компании были оштрафованы судом 13 февраля за неисполнение требований по локализации данных российских пользователей на территории страны. Соответствующая норма была введена в Кодекс об административных правонарушениях в декабре 2019 года. Для юридических лиц она предусматривает штраф от 1 млн до 6 млн руб., а за повторное нарушение — до 18 млн руб. Обе компании уже штрафовали в 2019 году, но за непредоставление сведений о локализации данных россиян. Тогда сумма взыскания составляла всего 3 тыс. руб., и Twitter уплатила штраф, хотя и попыталась оспорить его в Верховном суде.


Депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин в своем Telegram-канале также сообщил, что Facebook не заплатил последний штраф, в беседе с “Ъ” он заявил, что не знает, уплатила ли его Twitter. Факт уплаты последней 3 тыс. руб. в прошлый раз он рассматривает как «определенное движение навстречу», а действия Facebook — как правовой нигилизм. Господин Горелкин предлагает ограничить размещение рекламы российских юридических и физических лиц на Facebook, чтобы оказать финансовое давление на компанию.






Основная проблема во взыскании штрафов с Twitter и Facebook в том, что компании не имеют юридической прописки в России, поэтому приставы при всем желании выполнить взыскание не смогут, говорит председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.







В России и других государствах есть институт признания и приведения в исполнение судебных актов, но он имеет механизмы реализации только для гражданско-правовых споров, а не публично-правовых, к которым относится разбирательство между Роскомнадзором и Facebook, объясняет он. Чтобы у России появились такие механизмы, необходимы соглашения между МИДом и органами других стран, исполняющими функции, аналогичные работе Роскомнадзора.

В числе правовых методов воздействия на Facebook есть только два: принудительное исполнение решения и блокировка, констатирует директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан. Для первого потребуется привлечение МИДа и Минюста, не исключено, что потребуется и подтверждение судебного решения со стороны американского суда, отмечает она, «это длительный путь, и его эффективность маловероятна». По сути, правовых методов воздействия, кроме блокировки, не осталось, штрафы следующего уровня — до 18 млн руб.— тоже невозможно будет взыскать, считает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Инициатива об ограничении рекламы, по мнению экспертов, также неочевидна. «Предложение следует всесторонне проработать, иначе механизм может ударить по российским пользователям, которым реклама нужна для развития бизнеса»,— предупреждает Александр Журавлев. По мнению Карена Казаряна, такие меры просто нереализуемы, поскольку Facebook и так официально рекламу в России не продает, а плата за размещение происходит с карт физических лиц или через посредников, что «невозможно запретить».

 
Дата публикации: 1 октября 2020 г.
Автор: Александр Иванов
Комментарии: (0)
ФИО .....................................................
e-mail...................................................
Текст ....................................................
Проверочный код *
Отправить
Курс валюты
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс бел. рубля0.000.00
Курс тенге0.000.00
Курс юаня0.000.00
Курс гривны0.000.00
Курс франка0.000.00
Курс йены0.000.00