- Аварийные, экстренные службы
- Авто. Автосервис. Автозапчасти
- Бытовые услуги
- Гостиницы. Туризм. Спорт
- Здоровье и красота
- Коммунальное хозяйство
- Компьютеры. Бытовая техника. Офисная техника
- Культура. Искусство
- Мебель
- Недвижимость. Строительство. Ремонт
- Образование. Работа. Карьера
- Органы власти. Общество
- Отдых, развлечения
- Приусадебное хозяйство. Сад. Огород
- Продукты питания
- Промышленность. Производство
- Профессиональные услуги
- Сельское хозяйство
- СМИ. Средства связи. Информационные технологии
- Строительные материалы
- Техника. Инструменты. Оборудование. Материалы
- Транспорт. Грузоперевозки
- Шопинг. Торговля

«МЕДИА-СТАРС»
С 1 сентября в России началась обязательная маркировка «Честный знак» для продукции фермерских хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов.
Все фермеры должны пройти регистрацию в системе «Честный знак», маркировать свою продукцию, а также передавать информацию о вводе и выводе товаров из оборота в систему.
С 1 сентября маркировке в обязательном порядке подлежат:
- молочная продукция;
- упакованная вода;
- безалкогольные напитки (включая безалкогольное пиво);
- морепродукты (икра осетровых и лососевых рыб);
- корма для животных (сухие и влажные, для кошек, собак и других видов животных);
- пищевые растительные масла в потребительской упаковке;
- консервы из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов.
Для использования системы предприятию необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись, подключиться к электронному документообороту, зарегистрироваться в системе «Честный знак», описать товары в Национальном каталоге, определить способ маркировки, приобрести оборудование, научиться заказывать коды в личном кабинете, наносить их на упаковки и вводить в оборот электронным способом.
Товар, который фермерские хозяйства продают в качестве сырья (продукция становится частью другого товара), маркировать не нужно, как и молочную продукцию на розлив. Произведенный весовой товар для дальнейшей реализации покупателю требует маркировки.
Рассмотрим конкретный пример. Надоенное в фермерском хозяйстве молоко уходит на 4 стороны: производителю в качестве сырья, розничному магазину для продажи на розлив, оптовику для продажи в упаковке и на собственное производство сыра, кефира и другой молочной продукции.
Вторые два варианта нуждаются в маркировке – фермер заказывает коды маркировки для молока в упаковке и других молочных продуктов. После их получения
специалист по маркировке печатает этикетки, наносит их на упаковку и отправляет отчет о нанесении. Если у товара переменный вес, то это указывается в описании карточки товара при получении GTIN (уникальный код товара), и нужно будет взвешивать каждый кусочек перед отправкой отчета о нанесении. Перед продажей остается ввести товар в оборот, наполнить УПД количеством товара и указать GTIN.
Система «Честный знак» направлена на обеление рынка, снижение доли фальсификата и контрафакта. По данным Минпромторга России, на начало текущего года уже почти 90% фермеров зарегистрировались в системе «Честный знак», а к июлю этот показатель приблизился к 100%.
По предварительным итогам введение маркировки молочной продукции, которая стартовала в России в 2021 году, позволило за 2023 год на 65% снизить продажи просроченной продукции, а долю фальсификата сократить в 10 раз до 3%. Используемый механизм автоматической блокировки просроченной и нелегальной продукции, подлежащей маркировке, не дал продать только за май 2024 года 1,8 млн нелегальной и просроченной молочки.
Маркировка для того или иного типа фермерской продукции является дополнительным подтверждением ее безопасности, а значит и способствует привлечению внимания потребителей. У КФХ и сельхозкооперативов к тому же появляется больше возможностей выхода на новые рынки сбыта, в том числе в крупные торговые сети. Если сейчас на полках сетевых магазинов уже продается маркированная молочная продукция, то введенная маркировка позволит уравнять конкурентные условия для всех участников, включая сельхозтоваропроизводителей.
Что касается конечной стоимости фермерской продукции, то, как утверждают аналитики рынка, введение маркировки никакого влияния на нее не окажет, что подтверждает опыт введения системы для других категорий товаров. Более того, дополнительные меры поддержки подразумевают компенсацию 50% затрат на маркировочное оборудование и беспроцентную рассрочку на три года.