Page 12 - auto2025-2
P. 12
АВТОСЕРВИС
АВТОЗАПЧАСТИ, АВТОАТЕЛЬЕ
АВТОСЕРВИС
Забавные факты
из истории автопрома
Автомобилестроение – это череда гениальных идей, провалов и неожиданных поворотов.
От паровых монстров до искусственного интеллекта за рулем – индустрия прошла путь, ко-
торый сто лет назад казался фантастикой, и где за сухими датами и техническими терминами
скрываются захватывающие истории, курьезы и настоящие инженерные подвиги.
Автомобильный конвейер изначально придумали не
для автомобилей. Случилось это в 1913 году в США,
1и автором изобретения стал далеко не Генри Форд
– он только адаптировал ту самую технологию из мясной
промышленности, спровоцировав тем самым революцию в
автомобилестроении. Конвейер служил для перемещения
туш животных, подвешенных на крюках. Благодаря внедре-
нию метода Генри Фордом время сборки Ford Model T сокра-
тилось с 12 часов до 93 минут, а цена на автомобиль упа-
ла с 850 до 260 долларов. Рабочие, однако, не разделяли
прогрессивность идеи – текучесть кадров достигала 300%, и
главной причиной увольнений стала монотонность работы.
Форд был вынужден удвоить зарплаты до 5 долларов в день,
что по тем мерками считалось фантастическими деньгами.
Первый автомобиль в истории был военным проек-
том и разбился на испытаниях. Французский инже-
2нер Николя-Жозеф Кюньо в 1769 году построил па-
ровую телегу для французской армии для перевозки пушек
и снарядов. Хотя устройство и выглядело как гибрид повозки ных минивэнов. Однако цена новинки оказалась слишком
и парового котла, но именно его считают первым в мире ав- высокой – 5000 долларов.
же испытаниях конструктор не справился с управлением и 5
томобилем. Паровая телега могла «разгоняться» до 4 км/ч, а
Японские автомобили 50-60х лет прошлого века сна-
запаса пара хватало лишь на 15 минут движения. На первых
чала считали «дешевым хламом». Когда Toyota и
Datsun (ныне Nissan) вышли на мировой рынок, их
врезался в стену. Военные отказались от идеи, но именно авто называли «жестянками» из-за тонкого металла кузова и
эта авария вошла в историю как первое в мире ДТП. примитивной сборки. Но после кризиса 1973 года дешевые
3 и экономичные модели стали хитом, и японцы постепенно
Автомобиль-робот уже существует. В 2020-е годы
компании Waymo (подразделение Google) и Cruise
завоевали мир. Сегодня Lexus и Honda входят в число авто-
(General Motors) тестировали полностью автоном-
ные такси без педалей и руля. Waymo достигла уровня 4 мобилей, считающихся эталонами надежности.
Первый в мире автомобиль с антиблокировочной
автономности (авто могут управлять собой в большинстве системой выпустили аж в 1971 году, и это был не
условий). Cruise в 2022 году запустила сервис роботакси 6Mercedes. В США концерн Chrysler оснастил модель
в Сан-Франциско без водителей. Tesla активно развивает Imperial системой «Anti-Lock Brakes» (прообраз ABS), но из-
технологии автономного вождения, предлагая 2 и 3 уровни за ненадежной электроники технологию забросили до 1978
автономности. Полная автономность (уровень 5) пока не года, когда ее и доработали в Bosch. Кстати, в СССР ана-
достигнута. А вот китайский производитель Xpeng X2 разра- логичную систему «Урал-375» испытывали еще в 1960-х для
батывает инновационный концепт летающего автомобиля, военных грузовиков.
оснащенного несколькими электродвигателями, обеспечива- В 1990-х электромобили массово давили бульдозе-
ющими вертикальный взлет и посадку (VTOL). рами. В 1996–2003 годы в США General Motors вы-
Первый в мире минивэн создали для перевозки гро- 7пустила EV1 – инновационный электрокар с запасом
ба в 1935 году в США. Компания Stout разработала хода на 140 км. Но после давления нефтяных компаний все
4Scarab, просторный автомобиль с салоном-транс- 1100 машин изъяли у владельцев и отправили под пресс,
формером, который изначально использовался в качестве поскольку новинки были крайне невыгодны нефтяным гиган-
катафалка, но позже его переориентировали на семьи. Осо- там, да и себестоимость батарей оказалось слишком высо-
бенностями автомобиля были переднемоторная компоновка кой. Но по иронии судьбы через 20 лет Tesla доказала, что за
(редкость для тех лет) и раздвижные двери как у современ- электрокарами будущее.
10 EXPERT PRO АВТО №2 2025