Page 12 - auto2025-2
P. 12

АВТОСЕРВИС
            АВТОЗАПЧАСТИ, АВТОАТЕЛЬЕ
















                                                                                    АВТОСЕРВИС



          Забавные факты



                                   из истории автопрома



           Автомобилестроение – это череда гениальных идей, провалов и неожиданных поворотов.
        От паровых монстров до искусственного интеллекта за рулем – индустрия прошла путь, ко-
        торый сто лет назад казался фантастикой, и где за сухими датами и техническими терминами
        скрываются захватывающие истории, курьезы и настоящие инженерные подвиги.

            Автомобильный конвейер изначально придумали не
            для автомобилей. Случилось это в 1913 году в США,
        1и  автором  изобретения  стал  далеко  не  Генри  Форд
      –  он  только  адаптировал  ту  самую  технологию  из  мясной
      промышленности, спровоцировав тем самым революцию в
      автомобилестроении.  Конвейер  служил  для  перемещения
      туш животных, подвешенных на крюках. Благодаря внедре-
      нию метода Генри Фордом время сборки Ford Model T сокра-
      тилось с 12 часов до 93 минут, а цена на автомобиль упа-
      ла с 850 до 260 долларов. Рабочие, однако, не разделяли
      прогрессивность идеи – текучесть кадров достигала 300%, и
      главной причиной увольнений стала монотонность работы.
      Форд был вынужден удвоить зарплаты до 5 долларов в день,
      что по тем мерками считалось фантастическими деньгами.
             Первый автомобиль в истории был военным проек-
             том и разбился на испытаниях. Французский инже-
         2нер Николя-Жозеф Кюньо в 1769 году построил па-
      ровую телегу для французской армии для перевозки пушек
      и снарядов. Хотя устройство и выглядело как гибрид повозки   ных  минивэнов.  Однако  цена  новинки  оказалась  слишком
      и парового котла, но именно его считают первым в мире ав-  высокой – 5000 долларов.
      же испытаниях конструктор не справился с управлением и  5
      томобилем. Паровая телега могла «разгоняться» до 4 км/ч, а
                                                                  Японские автомобили 50-60х лет прошлого века сна-
      запаса пара хватало лишь на 15 минут движения. На первых
                                                                  чала  считали  «дешевым  хламом».  Когда  Toyota  и
                                                                  Datsun (ныне Nissan) вышли на мировой рынок, их
      врезался в стену. Военные отказались от идеи, но именно   авто называли «жестянками» из-за тонкого металла кузова и
      эта авария вошла в историю как первое в мире ДТП.     примитивной сборки. Но после кризиса 1973 года дешевые
         3                                                  и  экономичные  модели  стали  хитом,  и  японцы  постепенно
             Автомобиль-робот  уже  существует.  В  2020-е  годы
             компании  Waymo  (подразделение  Google)  и  Cruise
                                                            завоевали мир. Сегодня Lexus и Honda входят в число авто-
             (General  Motors)  тестировали  полностью  автоном-
      ные  такси  без  педалей  и  руля.  Waymo  достигла  уровня  4   мобилей, считающихся эталонами надежности.
                                                                  Первый  в  мире  автомобиль  с  антиблокировочной
      автономности  (авто  могут  управлять  собой  в  большинстве   системой  выпустили  аж  в  1971  году,  и  это  был  не
      условий).  Cruise  в  2022  году  запустила  сервис  роботакси  6Mercedes. В США концерн Chrysler оснастил модель
      в  Сан-Франциско  без  водителей.  Tesla  активно  развивает   Imperial системой «Anti-Lock Brakes» (прообраз ABS), но из-
      технологии автономного вождения, предлагая 2 и 3 уровни   за ненадежной электроники технологию забросили до 1978
      автономности.  Полная  автономность  (уровень  5)  пока  не   года, когда ее и доработали в Bosch.  Кстати, в СССР ана-
      достигнута. А вот китайский производитель Xpeng X2 разра-  логичную систему «Урал-375» испытывали еще в 1960-х для
      батывает  инновационный  концепт  летающего  автомобиля,   военных грузовиков.
      оснащенного несколькими электродвигателями, обеспечива-     В 1990-х электромобили массово давили бульдозе-
      ющими вертикальный взлет и посадку (VTOL).                  рами. В 1996–2003 годы в США General Motors вы-
             Первый в мире минивэн создали для перевозки гро- 7пустила EV1 – инновационный электрокар с запасом
             ба в 1935 году в США. Компания Stout разработала   хода на 140 км. Но после давления нефтяных компаний все
         4Scarab,  просторный  автомобиль  с  салоном-транс-  1100  машин  изъяли  у  владельцев  и  отправили  под  пресс,
      формером,  который  изначально  использовался  в  качестве   поскольку новинки были крайне невыгодны нефтяным гиган-
      катафалка, но позже его переориентировали на семьи. Осо-  там, да и себестоимость батарей оказалось слишком высо-
      бенностями автомобиля были переднемоторная компоновка   кой. Но по иронии судьбы через 20 лет Tesla доказала, что за
      (редкость для тех лет) и раздвижные двери как у современ-  электрокарами будущее.
                                                              10                       EXPERT PRO АВТО №2 2025
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17