ИСКРИВЛЕННЫЙ МИР БЕЗУМНОГО ГЕНИЯ
Прямые линии созданы человеком, круги же – порождение Бога. Так считал самый нетривиальный архитектор Испании Антонио Гауди, ненавидящий правильные геометрические пространства.
Увидев однажды любой из шедевров архитектора Гауди, забыть его уже невозможно. Из наиболее ярких восемнадцати творений этого испанца, семь внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источником фантазии для него была сама природа – из форм и фактуры скал, облаков, деревьев, животных он черпал вдохновение. Полнейшее отрицание прямых линий погружало архитектора в мир кривых поверхностей, ставших отличительной чертой его узнаваемого стиля.
Самым известным и вместе с тем противоречивым творением считается Храм Святого Семейства или Саграда Фамилия. Ему Гауди посвятил 40 лет своей жизни, но так и не успел завершить – строительство собора продолжается уже свыше 140 лет на частные пожертвования.
К слову, самого Гауди мало волновало завершение строительства, и на подобные вопросы он отвечал: «Мой клиент никуда не торопится».
Поскольку архитектор был абсолютно уверен, что строительство потребует труда нескольких поколений, он старался оставить в своих планах пространство для возможных изменений и часто вносил их сам при посещении стройки.
Благодаря нынешнему развитию технологии резьбы по камню те места, которые раньше приходилось делать долго и с большим трудом вручную, теперь могут быть сделаны намного быстрее. В 2015 году главный архитектор храма, например, использовал 3D-печать для визуализации вхождения новых частей здания в старую конструкцию.
Спроектированный в форме латинского креста, храм имеет три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышается двенадцать башен по числу апостолов. Планировалось, что над нефом в центре будет возведено еще шесть башен, посвященных Деве Марии, четырем евангелистам и Иисусу Христу.
Стены храма украшают образы святых и самых разных представителей живого мира: черепахи, улитки, саламандры. Внутренние потолочные своды достигают в высоту 60 метров, а колонны разветвляются при приближении к потолку, создавая похожую на лес конструкцию. Ветвящиеся колонны несли и определенный функциональный стиль – Гауди удалось избежать принятых в готической архитектуре вертикальных прямых опор (контрофорсов), призванных усилить несущие стены.
В отсутствии прямых углов, образуемых между опорными элементами и перекрытиями, скрыта одна из отличительных черт Гауди. Элементы каждого его строения объединяют в себе эти две функции, распределяя равномерно нагрузку, что порождает плавность и текучесть форм. Надо сказать, что именно эти принципы легли в основу таких современных направлений как биоморфная и зооморфная архитектура.
Архитектурные «фишка» испанца, как правило, обретали новую жизнь спустя годы в новых ответвлениях архитектуры, и даже живописи. Он, например, первым соединил готику и стиль мудехар (испано-мавританская архитектура с элементами мусульманской архитектуры).
Не любя чертежей с плоским изображением, Гауди предпочитал создавать модели из веревок с грузами или макеты из гипса. Придерживаясь своего уникального творческого метода, он мог по несколько раз переделывать один и тот же элемент, пока не достигал нужной формы. К примеру, при создании змеевидной скамьи в парке Гуэль архитектор заставил рабочих снять штаны и поудобнее сесть на свежий цемент, чтобы получить совершенную форму сиденья.
Парк Гуэль была задуман Гауди как город-сад на территории в семнадцать гектаров. Здесь изначально планировался элитный поселок, потому Гауди создал не только все необходимые коммуникации, но и распланировал живописные улочки и площади. Самым поразительным сооружением оказался зал «100 колонн», к которому ведет особенная лестница, а на крыше расположилась та самая скамья, полностью огибающая контуры комплекса.